МЕНЮ:
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ:
ОПРОС:
Читали ли Вы новую книгу "Обвал"?

Да, уже прочитал
Недавно купил
Не могу найти её в магазинах
Не знаю, что это за книга

Полемика вокруг "Тихого Дона"

Данный раздел пытается отразить позиции всех строн, участвующих в полемике вокруг авторства "Тихого Дона".
А. Солженицын "Стремя "Тихого Дона"
В невыносимой плотности нашего движения, под гнетом потаенности и опасностей, когда большинство участников еще и работало на казенной службе, когда не яблоку, но подсолнечному семечку некуда было упасть, найти себе свободную выщербинку, - кажется, уже ничто постороннее не могло отвлечь наши силы и интерес. А нашлось такое. И нашлись для него и силы, и время.
Это было - авторство "Тихого Дона". Усумниться в нем вслух - десятилетиями была верная Пятьдесят Восьмая статья. После смерти Горького Шолохов числился Первым Писателем СССР, мало что член ЦК ВКП (б) - но живой образ ЦК, он как Голос Партии и Народа выступал на съездах партии и на Верховных Советах.

И.Н.МЕДВЕДЕВА-ТОМАШЕВСКАЯ. СТРЕМЯ “ТИХОГО ДОНА” (Загадки романа).
С самого появления своего в 1928 году “Тихий Дон” протянул цепь загадок, не объясненных и по сей день. Перед читающей публикой проступил случай небывалый в мировой литературе. 23-х-летний дебютант создал произведение на материале, далеко превосходящем свой жизненный опыт и свой уровень образованности (4-х-классный). Юный продкомиссар, затем московский чернорабочий и делопроизводитель домоуправления на Красной Пресне, опубликовал труд, который мог быть подготовлен только долгим общением со многими слоями дореволюционного донского общества, более всего поражал именно вжитостью в быт и психологию тех слоев. Сам происхождением и биографией “иногородний”, молодой автор направил пафос романа против чуждой “иногородности”, губящей донские устои, родную Донщину, - чего, однако, никогда не повторил в жизни, в живом высказывании, до сегодня оставшись верен психологии продотрядов и ЧОНа. Автор с живостью и знанием описал мировую войну, на которой не бывал по своему десятилетнему возрасту, и гражданскую войну, оконченную, когда ему исполнилось 14 лет.

Ф. Кузнецов "Крах "крюковедения"
Страна и мир отметили столетний юбилей великого русского писателя Михаила Александровича Шолохова.
Можно надеяться, что юбилей, явившийся национальным праздником русского народа, да и всего мира, подвел черту в навязанном нам споре об авторстве "Тихого Дона". Тем более что предъявлен решающий аргумент — рукопись первой и второй книг "Тихого Дона", включающая черновики и заготовки.



М. Мезенцев "Судьба романов: К дискуссии по проблеме авторства «Тихого Дона»
Впервые публикуемое «научно-публицистическое», по словам его автора, исследование «Судьба романов» (1988) Марата Тимофеевича Мезенцева (1938-1994), кандидата филологических наук , доцента кафедры теории журналистики Ростовского университета должно была войти в книгу «Загадки и тайны «Тихого Дона». Итоги независимых исследований текста романа. 1974-1994» (Самара, P.S. пресс, 1996).
*Более подробная электронная версия исследования М. Мезенцева "Судьба романов" находится здесь.

М.Т.Мезенцев. Молодой Шолохов.
В пятидесятые годы прошлого века приехали на Верхний Дон из Зарайска Рязанской губернии братья Шолоховы. Вначале занимались трудным, но прибыльным при удаче делом — стали шибаями, т. е. людьми, перегонявшими по договору скот из одной местности в другую. Постепенно нашли себе занятие поспокойнее — начали торговать.
В 1859 году у одного из братьев — Михаила Михайловича — родился сын, Александр Михайлович Шолохов. Отец во что бы то ни стало старался приспособить его к «чистой» работе. Александр Михайлович усвоил атмосферу, царившую в доме: часто брал книгу, многое усвоил чтением.

А.Г.Макаров С.Э.Макарова. Цветок–Татарник. В поисках автора “Тихого Дона”: от Михаила Шолохова к Федору Крюкову.

А.Г.Макаров, С.Э.Макарова. Произведения Ф. Д. Крюкова и «Тихий Дон»: опыт сравнения ( По материалам книги М. Т. Мезенцева «Судьба романов»)

Ниже мы хотим дать читателю возможность сравнить наши результаты с многолетними наблюдениями и поисками донского литературоведа, неутомимого исследователя творчества Крюкова, одним из первых в современной России открыто поднявший свой голос против плагиата Шолохова – Марата Тимофеевича Мезенцева. Его исследование – «Судьба романов», результат многолетней работы, вышла в издательстве P. S. пресс в 1998 году уже после его кончины.

Работая с текстами Ф. Д. Крюкова, Марат Тимофеевич сделал одно важное наблюдение, характерное для его творчества – многократное использование в своих произведениях одних и и тех же или близких слов, выражений, образов, сценок и т. д. Сравнивая тексты произведений Крюкова и «Тихого Дона», Мезенцев выявил сотни близких, похожих, либо совпадающих лексических и образных фрагментов текста, чем сделал весомую заявку на доказательство принадлежности исходного, авторского текста «Тихого Дона» именно Крюкову.

А. Г. Макаров, С. Э. Макарова "Неюбилейные мысли"
Вот уже более пяти лет как публично заявлено об «обретении» Институтом мировой литературы им. А. М. Горького РАН шолоховских рукописей «Тихого Дона». Их всестороннее изучение безусловно позволило бы приоткрыть многие тайны и загадки создания великого произведения и его появления на свет.

А. Макаров, С. Макарова "Тихий Дон" Нерешенная загадка русской литературы ХХ века"
В прошлом году был отмечен своеобразный юбилей — пятнадцать лет назад в России началась открытая дискуссия о том, кто же все-таки написал одно из самых значительных произведений русской литературы ХХ века — роман «Тихий Дон». Опубликовано множество статей, десятки книг, но согласие пока так и не достигнуто.
У современного читателя, подготовленного к анализу сложных и запутанных проблем, но не знакомого со всем многообразием фактов и доводов, возникают два основных вопроса. Первый: существует ли сама проблема авторства, не «высосана ли она из пальца» (нашли же там какие-то рукописи Шолохова?!). Второй вопрос вытекает из положительного ответа на первый: если действительно есть основания сомневаться в авторстве Михаила Шолохова, то существуют ли способы достаточно строго доказать факт плагиата? Или сама проблема обречена быть похороненной навсегда в туманных далях прошлого
?

В.И.Самарин. Страсти по "Тихому Дону". М.: АИРО-ХХI. 2005

О существовании проблемы авторства романа «Тихий Дон» я узнал из короткой информационной заметки «забугорного» радио. Было это в 1975 году. Сквозь трещотки и свистки «глушилок» с трудом удалось расслышать имя предполагаемого творца шедевра – Федор Крюков.

Само собой разумеется, молодой советский журналист просто обязан был посмеяться над неудачным шагом идеологических диверсантов. Я еще не знал, что версию эту уже подтвердили в парижских изданиях двое русских исследователей – И. Н. Медведева-Томашевская и Р. А. Медведев. Мне было неведомо, что заочный оппонент М. А. Шолохова, вдохновенный певец Дона Федор Крюков свыше двенадцати лет жил в моем родном Орле, учил любить правду гимназистов и кадетов. Кое-что удалось узнать в годы перестройки, когда в Москве впервые вышла книга Ф. Крюкова с его избранными рассказами и публицистикой.

 

Л.Н.Дода. Исторические параллели Федора Крюкова.

«Архив... Это мое вечное поселение на земле. Там есть некоторые сведения, которые пригодятся кому-либо. Это на случай, если меня не будет», – с тревожной грустью признавался Ф.Д.Крюков в письме к другу и соратнику Н.П.Асееву, впоследствии – хранителю крюковского архива. Судьба Ф.Д.Крюкова, увенчанная этим печально-прозорливым признанием, благодаря известным обстоятельствам авторства «Тихого Дона», сделала его нашим современником, а нас – невольными свидетелями трагических событий на Дону в 1917– 1920гг., с такой художественной силой и самобытностью отраженных в его произведениях. Прав оказался наш «светлый пророк» и в том, что собранные и написанные им материалы «пригодились кому-либо». Пригодились... и М.А.Шолохову с непроявленными пока соавторами, и писателю Д.И.Петрову-Бирюку (1900–1977). В романе последнего «Дикое поле» (1945 г.) о булавинском восстании также просматривается крюковский след. Вот только к народу собранные Крюковым материалы, отражающие историческую правду о трагических событиях на Дону в различные исторические эпохи, приходят запоздало, с искажениями угодливых режиму комментаторов.
Ю. Кувалдин "Что такое Шолохов"
Литературные произведения, выпущенные без подписи автора (анонимные) или под псевдонимом (вымышленным именем, брэндом), известны с древнейших времен, еще до изобретения книгопечатания. Я говорю здесь лишь о тех случаях, когда авторы намеренно скрывали свои имена. В более широком смысле анонимными являются и произведения, созданные авторами, чьи имена до нас не дошли, например, почти все эпические поэмы - исландские саги, финские руны, Песня о Роланде, Песня о Нибелунгах, индийские Ригведа, Махабхарата и т. д.


Ю. Кувалдин "Федор КРЮКОВ и Федор ДОСТОЕВСКИЙ"
Федор Достоевский и Федор Крюков, два гения русской литературы, ведут своих героев к красоте, которая спасет мир, через мрак преступлений. В романе Федора Крюкова "Тихий Дон", если смотреть широко, изображение тяжелых, иногда безысходных противоречий достигает напряженного накала в образе Григория Мелехова. В эпизодах "Тихого Дона", рисующих развитие восстания против большевистской нечисти во многих донских станицах, и в том числе в родной станице Григория Мелехова, Глазуновской, проходит множество разных фигур по ту и по эту сторону баррикад. Картина развертывается широкая и хотя не многоплановая, но за нею чувствуется вся страна "от финских хладных скал до пламенной Колхиды".

Н. Ивеншев Объявлен автором "Тихого Дона"
Федор Крюков! Никто не знал, что был такой писатель, пока не затеялась катавасия с авторством "Тихого Дона". А.Солженицын стал утверждать, что автором "Тихого Дона" является глазуновский казак и депутат Госдумы Федор Дмитриевич Крюков. Те, кто не имеет литературного слуха, тоже могут так подумать. Но, прочитав Крюкова, решишь: "Все, как у Шолохова, язык, местность, казачьи манеры, "жалмерки" и т.п. И все же не хватает "куражу", "грамматической ошибки". Слишком отточено и выверено, слишком литературно.

Владимир Новиков. Что то же делать?





ПОИСК:

АВТОРИЗАЦИЯ:
ПОСЛЕДНИЕ ФАЙЛЫ:
ТЕГИ:
ДРУЗЬЯ: